Тольятти: лесные страдания


Перед тем, как рассуждать о настоящем и возможном будущем тольяттинского леса, сразу прямо скажем: те, кто стоит на позициях «ни в коем случае не трогайте ни одного дерева» — просто истерики, не желающие мыслить рационально. Им лучше дальше не читать, а то их истерика усилится. Впрочем, те, кто считает, что надо рубить все, что требуется, лишь бы было больше асфальта, дорог и парковок – тоже далеко не очень умные люди. Во всем нужна мера и разумное планирование. Этим мы и займемся.

Тольятти: лесные страдания

Для начала краткая научно-популярная справка. Лес, вообще-то, вовсе не является производителем кислорода. То есть он его конечно производит, но при этом и потребляет. Любая сбалансированная экосистема сводит баланс к нулю – что произведено, то и потреблено. Есть известная карта, показывающая сведение лесов в Европе почти за три тысячи лет. Как видно (см. илл.), земледельцы радикально потрудились над переформатированием «от леса к полю». Однако, несмотря на идущий параллельно бурный рост населения, никто не задохнулся. Можно и не брать Европу и дела давно минувших дней, а посмотреть на наш Тольятти. Значительная часть леса выгорела в 2010 году. Стало ли хуже дышать? Прибавились ли жалобы на смог? Вроде бы нет – все осталось, как было.

Тольятти: лесные страдания

Все почему? Все потому, что на самом деле глобальным регулятором атмосферы Земли является прежде всего мировой океан, а в нем существует такой механизм, как карбонатно-бикарбонатный буфер. Если говорить предельно просто, суть этого буфера следующая: при переизбытке углекислоты она связывается с кальцием и выпадает в нерастворимый осадок, а при ее нехватке осадок растворяется. В итоге «все всегда примерно одинаково», как бы ни рубили леса и не извергались вулканы.

Наш тольяттинский лес вообще появился не благодаря чудесам природы, а по сугубо утилитарным причинам. Сажали его, если легенды не врут, чтобы потом бурно рубить на мачты. Однако к тому времени, как лес подрос, эпоха парусников и вообще деревянных судов безнадежно закончилась. Лес остался. При этом мы находимся на самом юге лесостепной зоны, за нами – уже чистая степь. Леса у нас сами практически не растут. Севернее, например, в Нижегородской области, места пожарищ моментально зарастают молодыми деревьями, захватывающими пепелища самосевом. У нас такое невозможно.

Это, конечно, не значит, что лес не нужен и что следует срубить его, раз уж толку от него в плане производства кислорода нет и раз он в наших краях нуждается в искусственном поддержании жизни. Экологическая функция лесов и вообще зеленых насаждений (будь то защитные полосы вдоль полей или обычные городские скверы и аллеи) весьма важна и нужна. Однако польза зелени – в удержании влаги, пыли, укреплении почвы, понижении температуры (в силу естественной тени). Другими словами, чисто барьерная функция.

Воздух в лесу объективно чище и приятней, с этим не поспоришь. Однако дело не в том, что он перенасыщен кислородом, а в том, что он, по сравнению с воздухом города, имеет (летом) повышенную влажность и до него не долетает городская пыль. Бонусом идет типичный «лесной запах» — коктейль из ароматов хвои, листьев, преющей лесной подстилки и прочего. При этом, собственно говоря, лесной воздух – он только в лесу. В километре от леса воздух будет ровно таким же, что и в десяти километрах. И от той же пыли лес защитит только себя, но не живущих рядом с лесом людей. Можно привести понятную аналогию: если на пляже стоит тысяча зонтиков, но вы легли сбоку от них, тени вам не достанется.

Перейдем к цифрам. Территория тольяттинского леса, по официальным данным, составляет около 8 тысяч га. Много это или мало? Чуть более процента от общей площади лесов Самарской области (757 тысяч га). Скажем прямо: если приподняться над границами города, наш лес в масштабах региона – незначительный клочок заросшей деревьями территории.

При этом пресловутая лесная дорога между Автозаводским и Центральным районами, призванная улучшить их транспортную связность, займет (при протяженности в 6 километров и ширине 30 метров) 180000 квадратных метров территории леса, или 18 га, или 0,225% от площади нашего леса. В то же время автомобили, по данным статистики, ответственны за 65% выбросов в атмосферу Тольятти. Имеет ли смысл «закатывать в асфальт» вышеупомянутые 18 га? Если в итоге количество автомобильных выбросов снизится хотя бы на 1%, однозначно имеет. А оно снизится гораздо больше в силу заметного уменьшения среднего дневного пробега.

Можно, конечно, много рассуждать о том, что у нас «уникальный город, в котором лес – географический центр». Однако не стоит забывать, что этот уникальный город также родился совершенно искусственным путем. Реши советское правительство построить автозавод в другом городе, и никакого Автозаводского района не было бы, то есть город стоял бы не вокруг леса, а с краю от него. Кроме того, в былые времена районы фактически представляли из себя отдельные города: регулярно между ними курсировали разве что студенты и немногочисленные работники, по каким-то причинам работавшие в «чужом» районе. В целом же АВТОВАЗ строил «для своих» жилье в Новом городе, химзаводы «старгородской» промзоны – в старом, ТоАЗ – в Комсомольском.

Сейчас ситуация радикально изменилась и трафик между районами вырос в разы. Гонять же сотни тысяч людей исключительно по неудобному для многих длинному маршруту вместо возможного прямого и короткого – это не защита экологии, здоровья и вообще интересов людей. Это какой-то бред.

Впрочем, все же отметим: рубить с плеча и принимать исключительно утилитарные решения без внимания к лесному фонду и вообще озеленению города нельзя. Площадь и лесных, и внутриквартальных зеленых насаждений можно и нужно сохранять и наращивать. Однако проблема озеленения никак не связана со строительством лесной дороги (или даже нескольких таких дорог).

На озеленение в Тольятти просто «забили». Команда Сергея Анташева недавно отчиталась, что в 2017 году на территории жилых кварталов города (не в лесу) вырублено более 8000 старых деревьев, а посажено 0. Постепенно старые аллеи в жилых кварталах, когда-то радовавшие сплошной зеленью, все больше начинают выглядеть в стиле «челюсть алкоголика» — там, где должны расти деревья, зияют просветы.

Не очень хорошо выглядят и регулярно проводимые волонтерами посадки молодого леса на месте сгоревшего. Площади посадок совершенно несущественные, хотя, конечно, хоть что-то и лучше, чем совсем нечего. Тем не менее, без серьезных программ лесовосстановления, когда посадками в промышленных масштабах занимаются суровые бригады мужиков, работающих за зарплату в течение полного рабочего дня, реальных успехов ждать не приходится.

Однако вместо того, чтобы всерьез требовать от властей реальных работ по озеленению и лесовосстановлению, гораздо проще истерить на тему «не отдадим ни одного листочка проклятым автомобилистам». Под аплодисменты владельцев тольяттинских АЗС. Да и представители городской администрации, которые спокойно наблюдают за усыханием городских озелененных территорий, но имеют возможность выставлять себя борцами за экологию и лес, время от времени бурча что-нибудь неопределенное про лесную дорогу, очень рады такому «переводу стрелок».

На самом деле все очень просто – рубить деревья можно и нужно, когда это требуется для каких-либо инфраструктурных целей (или когда деревья состарились и стали аварийными). Конечно, если при этом не нарушается баланс и на смену вырубленным приходят новые. На любом дачном участке за какие-то 20-30 лет обновляются десятки плодовых деревьев, и никто не проливает горькие слезы по очередной состарившейся яблоне, превратившейся в дрова для бани.

0

46
Отправить ответ

avatar
Файлы изображений и фото
 
 
 
Аудио и видео файлы
 
 
 
Другие типы файлов
 
 
 
12 Цепочка комментария
34 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
12 Авторы комментариев
Алекс163Алексей Напыловnumber5KozlovПетрович Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Артём
Участник

С мусорными полигонами в Поволжском и Узюково не получилось, теперь автор пиарит платную дорогу.

0
Алекс163
Участник

Никому там не нужна платная дорога. Она будет абсолютно убыточной

 

0
Алекс163
Участник

Пост тянет на оскорбление чувств верующих )

0
Timofey
Участник
Timofey

дорогу строить надо, это удобно

0
Артём
Участник

Сколько готовы за проезд платить?

0
Алекс163
Участник

Платим достаточно. Транспортный налог, акцизы, пошлины и т.д.

0
Артём
Участник

Инвестор просто так вкладываться не будет. Он рассчитывает получить прибыль. И неплохую. Ради этого весь пиар.

0
Алекс163
Участник

Это обычная муниципальная дорога. Для инвестора этот проект абсолютно не интересен. Расписывал это подробно в фейсбуке с расчетами.

 

0
DRIVER
Участник

Платим достаточно. Транспортный налог, акцизы, пошлины и т.д.

Там бездонная бочка, сколько ни заплати — всё мало…

0
Timofey
Участник

Я не езжу на общественном транспорте, поэтому даже не знаю что ответить

0
Артём
Участник

За проезд по платной дороге через лес.

0
barmaley
Гость
barmaley

Пост огорчает негров!

0
Петрович
Участник

Когда мне было 7-10 лет, я мечтал иметь машину, чтобы ездить на ней в магазин, что через дорогу.  Я убежден, что моя мечта сбылась… у 70% моих соседей, которые мечтали о том же. Теперь, все должны создать «инфраструктуру» для задниц объемом в 6 квадратных метров.

0
number5
Участник

Вот такие же историки и про православную культуру учебники историй сочиняют. Сказал, что можно лес рубить — значит можно. И славы_смирновы, ссылаясь на авторитетных историков, с топорами идут в лес… ))

Численность населения падает, промышленность загибается, купить квартиру ближе к месту работы не составляет труда, если есть средства. Смысл в этой дороге? Депутатам и чиновникам поближе на совещания кататься? Пусть троллейбусами пользуются.

0
Смирнов
Гость
Смирнов

Вот зря вы про людей сочиняете небылицы и упоминаете всуе имена этих же людей. Это некрасиво, когда вы сами скрываетесь под псевдонимом.

0
Петрович
Участник

Это некрасиво, когда вы сами скрываетесь под псевдонимом.

Ту еще и не зарегистрированных полно.

0
Петрович
Участник

Теперь, тут все — гости. Алексей закрыл вход на сайт.

0
Петрович
Участник

Ура! Я залогинился!!! (можете не пропускать мои гостевые комменты)

Вот зря вы про людей сочиняете небылицы и упоминаете всуе имена этих же людей. Это некрасиво, когда вы сами скрываетесь под псевдонимом.

А тут есть еще незарегистрированные «гастарбайтеры», пишущие под своим или чужим ником. 🙂

0
Петрович
Участник

0
ZH-TLT
Участник

Я за дорогу через лес от Ленинского проспекта до ул. Баныкина. Но при выполнении ряда условий: 1. Будет гарантировано, что ни входе строительства дороги, ни в ходе её дальнейшей эксплуатации, она не обрастёт инфраструктурой: заправками, кафешками, кемпингами и т.д. Не должно быть никаких съездов, в том числе и в сторону непонятного жилого массива вокруг санатория Лесное, иначе незаконное строительство вокруг санатория примет угрожающие масштабы. 2. Остановка автотранспорта на протяжении всей дороги через лес должна быть запрещена. Только сквозной проезд. А отсюда — регулярный контроль со стороны ДПС. 3. Наличие удобных двухуровневых развязок для миграции животных (если они конечно ещё там… Подробнее »

Петрович
Участник

А теперь, специально для тех кто лоббирует интересы автомобилистов, новый очерк «либераста» Варламова. https://varlamov.ru/2732880.html

Вот пару фото со сравнением:

8. Желающим порассуждать про «особый климат» рекомендую отправиться на российско-финскую границу.

Парковка в Лаппеэнранте

Финляндия

Парковка в Выборге (Тольятти)

Один и тот же климат. Но в Финляндии народ нормально на небольшие расстояния ездит на велосипеде, а у нас 6 месяцев зима, поэтому без личного автомобиля ты не выживешь.

0
Kozlov
Участник

Автор лукавит. Площадь леса действительно почти 8 тыс. га. Но после пожаров 2010 года из них утрачено 3 тыс. га. Т. е. 37,5%. Много это или мало? – задается вопросом автор. 30 кв. км – это примерно треть Автозаводского района или половина Жигулевска, или почти весь Кинель, или пять Нефтегорсков. На этой территории можно разместиться более 2 100 футбольных полей стандартного размера. Это даже немножко больше, чем площадь государств Науру, Гибралтар, Монако и Ватикан вместе взятых. Т.е., на самом деле, сейчас площадь леса – всего около 5 тыс. га. Лесная дорога от Автозаводского до Центрального района (кстати, ее планируется выводить… Подробнее »