Любопытной статьей поделилась на своей fb-странице Елена Пинская, руководитель департамента образования горадминистрации. Судя по ее комментарию к статье («Взгляд учителя. Родителям читать»), она солидарна с мнением автора статьи. Хотя нам лично изложенные в ней переживания кажутся надуманными. Ниже — сама статья и наши комментарии.
Операция «Достань учителя»
Час ночи, я сплю после трудового дня, как вдруг начинает вибрировать телефон. Я вскакиваю, в голове только одна мысль: «Мама! Она старенькая, ей стало плохо…». Хватаю телефон и обнаруживаю сообщение в мессенджере: «Паша не поедет на экскурсию».
Чертыхаясь, бреду на кухню, сна ни в одном глазу. Через час я все же засыпаю, но в 5 утра приходит новое сообщение из другого чата: «Напишите задание по алгебре». Сначала хочется ответить грубо, потом размышляю о воспитании этой мамы-полуночницы, возникает желание написать ее родителям, жаль, что нет их номера телефона. Под конец в моем воспаленном мозгу пронеслось: «А как жить учителю в наше время – время мобильной связи, социальных сетей и мессенджеров?».
В наше время школьный учитель живет сложно, но интересно. Если раньше в эту профессию шли в основном тихие и любящие детей женщины, то сейчас такой человек в школе просто не выживет.
Рабочий день учителя начальной школы начинается не в 8:30 утра, как думают многие. Он начинается, когда какому-нибудь родителю придет в голову написать в мессенджер сообщение: «Макар (Ваня, Лиза) сегодня в школу не придет».
Кто-то напишет в 7:30 утра, а кто-то в 6:00. Дальше стандартно в течение дня: «Дошел ли Андрей до школы?», «Напомните Лене про шахматы», «Отпустите Женю в 11:45». И каждый раз учитель обязан ответить.
По окончании уроков учитель часто вынужден сообщать домашнее задание, так как чудо XXI века – электронный дневник периодически не работает. Вечером родители любят задавать вопросы по поводу выполнения домашнего задания или различных школьных проектов. Например, одной из значимых страниц в жизни нашего класса стал сбор макулатуры. В 23:00 особо ответственные родители рассказывали учителю, как и где они добывают макулатуру, спрашивали, сколько килограммов не хватает, чтобы класс занял призовое место.
Особенно хочу остановиться на электронном дневнике.
Человек, который его придумал – гений, чего не скажешь о тех, кто занимается его обслуживанием. Первые два-три месяца учебного года электронный дневник, как правило, либо совсем не открывается, либо открывается у половины класса.
Вторая половина слезно просит у первой или у учителя написать домашнее задание в мессенджер. В начальной школе с этим проще, ведь учитель один по всем предметам, кроме английского языка. Но что делать старшеклассникам? Кто-то еще записывает домашнее задание в бумажный дневник, а кто-то не видит в этом смысла, так как есть электронный.
Оценки в электронном дневнике часто появляются вне зависимости ото дня, когда ребенок их получил. Если с начальной школой вопросов обычно не возникает, так как учитель выставляет оценки в день ответа ребенка, то в средней школе не знаешь, когда ждать беды. Одни учителя выставляют оценки ежедневно, другие не выставляют неделями, им проще огорошить родителей кучкой троек и даже двоек перед окончанием четверти (или триместра).
Счастливый родитель, ежедневно проверяющий электронный дневник и видящий две оценки «3» и «4», спит спокойно и радуется, что его ребенок неплохо учится. Как вдруг появляются пять или шесть оценок, которые не оставляют надежды на итоговую «4». Тут-то и начинаются звонки классному руководителю в любое время дня и ночи с требованиями отменить, отработать, переписать, наказать и т.д. и т.п.
У нас принято ругать всех, искать виноватого. Родители пытаются влиять на учителей в деле выставления оценок. Учителя отбиваются как могут, но им часто приходится идти на уступки. Я понимаю родителей, потому что сама мать и хочу, чтобы мои дети приносили домой пятерки. Ведь хорошие оценки ребенка – это не только показатель его знаний, это еще и показатель того, что ты состоялся как родитель. Я понимаю и учителей: им хочется, чтобы дети не отвлекались, чтобы контрольные писали на хорошие оценки. Если за контрольную работу половина класса получит низкие оценки, то виноват будешь ты – учитель. Поэтому-то и ведется нескончаемая борьба между родителями и учителями.
Огромная просьба к учителям! Выставляйте плохую оценку в день ее получения, и жить вам станет спокойнее, так как у детей появится время осознать и исправить ее.
Что касается общения учителей и родителей в мессенджерах, важно устанавливать жесткие правила, которые нельзя нарушать обеим сторонам. Должны быть оговорены временные промежутки, когда можно писать учителю с вопросами. Главное, чтобы сам учитель их соблюдал. Стоит один раз ответить во внеурочное время, как сразу последует реакция родителей в виде нескончаемых сообщений.
Нельзя научить ребенка уважать и слушать учителя на уроке, если родители этого ребенка сами неуважительно относятся к учителю, позволяют себе при ребенке обсуждать внешность или черты характера учителя, рассуждать о степени его профессионализма.
Родители, опомнитесь! Учитель – это такой же человек, как и вы, со своими радостями и печалями.
У него тоже может быть плохое настроение из-за того, что болит голова или ребенок заболел. Учитель умеет мечтать, смеяться и плакать. Ему обидно, когда не ценят его труд, когда на уроках его не слушают дети. Ведь учитель готовится к каждому уроку, старается, чтобы детям было интересно изучать алгебру и геометрию, физику и химию, биологию и русский язык.
Какая должна быть любовь к предмету и детям, чтобы объяснять скучные и даже неприятные вещи так, что ребенок приходит домой и рассказывает о пройденном в школе с восторгом: «Мамочка! Мы сегодня изучали ланцетника, представляешь, у него нет сердца! Бессердечный! Как он живет?». Или со слезами: «Эти мерзавцы убили сына Лжедмитрия, трехлетнего ребенка!».
Учитель имеет право на отдых.
Думаю, любому человеку не понравилось бы, чтобы в законные выходные начальник названивал ему по рабочим вопросам поздно вечером или рано утром; чтобы после тяжелого рабочего дня на выходе из офиса его почти ежедневно встречал начальник и провожал домой, по дороге нудно донимая делами.
Во времена стационарных телефонов было не принято звонить позже 21:00. Откуда сейчас взялась эта бесцеремонность? Может, стоит ввести в школах этику общения в социуме, в частности в социальных сетях и мессенджерах? Пусть это будет всего два или три урока, но с практическими заданиями на дом. И хорошо бы еще преподавать будущим учителям не только детскую психологию, но и методы общения с родителями разных видов: беспечный родитель, родитель-хам, родитель-прилипала и т. д. И учителям, и детям, и их родителям сосуществовать стало бы проще.
Что можно на это сказать? Только одно: современный учитель, который не умеет отключать уведомления или звук на своем смартфоне — какой-то странный человек. Родители, пишущие в мессенджер в ночное время, совершенно уверены, что никаких проблем не создают и что их сообщения будут прочитаны утром, когда учитель проснется в положенное время. Возможно, департаменту образования стоит провести для учителей специальные курсы по управлению мобильными телефонами?
Два телефона, один номер для близких и другой только для неадекватных родителей, который можно включать в 8-00 и отключать в 18-00…. по всем вопросам посылать по телефону «яжематерей» в пешее эротическое, пусть поднимают свою *опу и катятся в школу выяснять все вопросы в рабочее время… кстати наша классная НИКОГДА не отвечает на звонки , только по вечерам на сообщения электронной почты или будьте добры приезжайте в школу, если есть вопросы связанные с учебным процессом
Да зачем два телефона или две симки? Ну пусть висят в вайбере сообщения непрочитанные до утра, в чем проблема? Голосом сейчас никто не звонит учителям, тем более в неурочное время. Если и есть единичные неадекваты в классе, их номера можно очень легко загнать в черный список.
тут дело не только в том, что пишут или звонят в нерабочее время. нашего учителя просто достают всякой ерундой, а часто еще и "учить" начинают. Типа, "я не согласна с поставленной оценкой", "вы учите неправильно, а надо так-то", "мой ребенок не понял задания, вы плохо объясняете" и т.д.
А еще часто начинают срач в общем чате класса.
Учитель, в итоге из этого чата вышла и отвечает теперь только на персональные вопросы и выборочно.
Алексей снял с языка. Во время прочтения текста не покидала мысль о том, что можно же просто отключить Интернет на то время, когда нет желания ни с кем общаться, а состояние мамы, полагаю, контролируется через звонок. Общие чаты удобны всем, а при необходимости можно дополнительно оговорить правила. Но и согласна, что "летящих" родителей никто не отменял…
МЕНЯ ОДНА РОДИТЕЛЬНИЦА ЗАМУЧИЛА. ПИШЕТ СМС НАКАНУНЕ КАЖДОГО ИЛИ ПОЧТИ КАЖДОГО ЗАНЯТИЯ. «БУДЕТ ЛИ ЗАВТРА ЗАНЯТИЕ»? И ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО КОГДА Я НА БОЛЬНИЧНОМ ИЛИ ВЫХОЖУ С НЕГО- ВСЕГДА ПРЕДУПРЕЖДАЮ ЗАРАНЕЕ, ЕСЛИ ЧТО-ТО ДРУГОЕ- ТОЖЕ.