По итогам 2017 года АВТОВАЗ заявил об операционной прибыли в 1,9 миллиарда рублей при общих убытках в 9,7 миллиардов. Это гораздо лучше итогов 2016-го (убытки в 44,8 миллиарда). Уже в 2018 году, начиная примерно с середины февраля, акции предприятия пошли в уверенный рост. Тем не менее, пишет «Самарское обозрение», аудиторы и аналитики смотрят на происходящее со скепсисом. По их мнению, АВТОВАЗ держится на плаву благодаря французам и государству.
Аудиторы Ernst&Young в примечаниях к ежеквартальному отчету АВТОВАЗа по МСФО пишут:
«Группа может быть неспособна к реализации и своих активов и выполнению обязательств в ходе своей обычной деятельности. Руководство АВТОВАЗа рассчитывает на дальнейшую поддержку со стороны акционеров предприятия в объеме, необходимом для финансирования операционной деятельности в обозримом будущем».
Дмитрий Цибизов, гендиректор консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг», отмечает:
— В целом ситуация достаточно шаткая. Если принять во внимание многомиллиардную господдержку [45% продаж АВТОВАЗа в 2017 году состоялось с ее помощью — ред.], возникают большие вопросы к эффективности работы предприятия.
Анна Королева, аналитик агентства «Инвесткафе», полагает:
— Если из себестоимости предприятия исключить государственные субсидии, оно по-прежнему убыточно даже на операционном уровне. Эта зависимость делает положение АВТОВАЗа очень шатким. В случае очередного обострения кризисных явлений в российской или мировой экономике шаткое равновесие, основанное на стабильном курсе рубля и постепенном восстановлении потребительского спроса, может резко пошатнуться. В Результате АВТОВАЗ неизбежно столкнется с очередным комплексом неразрешимых проблем.
Данил Прокопович, гендиректор национальной аудиторской корпорации, подчеркивает:
— Без финансовой поддержки «Рено-Ниссан» АВТОВАЗ не сможет работать В настоящее время это такой проект, даже не самостоятельное предприятие, которое выводят из кризисного состояния. Да, на нем запускают новые производства. Но сам АВТОВАЗ никогда не справился бы с такими объемами этих производств. Поэтому пока это только такой убыточный проект «Рено-Ниссан», который в определенной перспективе, возможно, будет эффективным. Пока что для них это просто развитие производства.
Истинные убытки ПАО «АВТОВАЗ» были замаскированы за счет допэмиссии акций, за счет так называемой «докапитализации» АВТОВАЗа. Т.е. французы из Рено переложили деньги из своего правого кармана в свой левый карман и нарисовали в отчете снижение убытков. Раньше, в благородном обществе, за такие штуки били канделябром! Рено-Ниссан не партнёры — они халявщики…