avatar

МБУ "Лицей № 57": клерикализация на марше?

Опубликовал в блог Учебный процесс
0
С удивлением обнаружил, просматривая сайт МБУ «Лицей № 57», что сегодня, 15 декабря, там проходит городской семинар «Особенности реализации культурных практик по духовно-нравственному воспитанию обучающихся», а директор лицея Людмила Козырева читает доклад с длинным названием «Сетевая модель организации воспитывающей среды, на основе православной культуры, как механизм становления духовно-нравственной личности обучающихся (учащихся, воспитанников) в образовательных организациях г.о. Тольятти».


А протоиерей Александр Здоренко прочтет лекцию «Церковь и общество: пространство диалога». Это тот самый священник, который видит диалог с обществом следующим образом: «Если люди агрессивно реагируют на желание построить храм — значит, храм здесь нужен в первую очередь». В общем, на колени, гады.

Потом начинается вообще какой-то кошмар. Особенно хочется подчеркнуть: ОПК и прочая религия навязываются не как «религия», а как просто некие «уроки патриотизма, морали и этики». Между тем как минимум 6 из 11 перечисленных ниже занятий носят исключительно религиозный характер, что очевидно из названий. Возможно, и за пятью остальными, которые кажутся более светскими, скрывается то же самое.
1. Занятие по внеурочной деятельности «Рождество Христово: причины пришествия Иисуса Христа в мир», 4-в класс, Попцова Ю.А., преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Школа №11», к.219.

2. Занятие по внеурочной деятельности «Небесное воинство», 6-а класс, Саркис А.А., преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Школа №16», к.315.

3. Занятие по внеурочной деятельности «Страстная седмица», 7-г класс, Губская Т.Е., преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Школа №26», к.320.

4. Занятие по внеурочной деятельности «Духовная чистота и современные пороки», 7-а класс, Евчук И.А., преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Школа №46», к.317.

5. Мастер-класс «Отношение святых отцов к животным», 2-а класс, Выдренкова А.А., учитель начальных классов, преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Школа №56», к.115.

6. Урок-путешествие «Свет родных берез», 2-г класс, Усова Н.В., учитель начальных классов, преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Лицей №57», к.111.

7. Занятие по внеурочной деятельности «Введение во храм Пресвятой Богородицы», 2-д класс, Баранова А.Ю., преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Школа №59», к.118.

8. Занятие по внеурочной деятельности «Нравственная природа человека: доброта как творческая сила», 3-в класс, Мокина Л.В., преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Школа №66», к.221.

9. Мастер-класс «Чудо в жизни христианина», 4-а класс, Докукина И.Ю., МБУ «Школа №69», к.323.

10. Занятие по внеурочной деятельности «Искушение нравственная проблема», 7-д класс, Будылева В.В., учитель русского языка и литературы, преподаватель курса «Основы православной культуры» МБУ «Школа №71», к.319.

11. Игра-путешествие «Встань за Веру, русская земля!», 4-б класс, Журавлева Г.В., МБУ «Школа №84», к.324.

В общем, все с размахом, все здорово. Между тем в этом году 57-й не попал ни в один топ-500 российских школ, специализирующихся на естественных и технических науках, хотя в 2015-м занял сразу два топа: оказался среди лучших как учебное заведение физико-математического, а также индустриально-технологического профиля. Возможно, между этой неудачей и «сетевой моделью организации воспитывающей среды, на основе православной культуры, как механизма становления духовно-нравственной личности обучающихся» просматривается прямая связь?

Я пишу это, как отец ребенка, которого надеюсь успеть записать 19 декабря в 57-й лицей (хотя, конечно, и проигрыш в «клавиатурной гонке» трагедией не станет). Многие родители, рвущиеся туда же, реагируют просто на «статусность» и «престижность». Для меня же важна именно заслуженная репутация «продвинутого» в естественно-научном плане учебного заведения. Полагаю, есть и другие подобные родители. Что-то мне говорит, что между такими родителями и администрацией школы при продолжении линии на вышеупомянутую «сетевую модель...» неизбежны жесткие конфликты. Потому что не надо людям, знающим о генетическом коде, про чудо творения рассказывать. И их детям тоже не надо.

МБУ «Лицей № 57», на мой взгляд, встал на скользкую дорожку. Потерять былую славу и репутацию недолго. В конце 1990-х на весь город, как лучший физмат, гремел лицей № 51. И где он теперь? (Понятно, у заката 51-го были свои причины, я к тому, что ничто не вечно, но «не вечным» можно стать очень быстро, копая себе яму своими руками).

Я не думаю, что родители, планирующие отдать в 2017 году своих детей в МБУ «Лицей № 57» как физико-математический и индустриально-технологический, с удовольствием отнесутся к идее о том, что в 2028 году, к выпускному, это будет очередная «православная гимназия».

P.S. За день до религиозного семинара в лицее прошла XIX школьная научно-практическая конференция. Участвовала дочка знакомых. Говорит: вяло, скучно, организовано по сравнению с прошлыми годами «по минимуму», без приглашения вузовских преподавателей в жюри. В общем, как будто «для галочки», а не для реального развития детей в духе научного мышления и научной работы. Неужели и в самом деле «пропал калабуховский дом»?
16 комментариев RSS
avatar
Закат 51-го выражается в том, что в отличие от 57-го на него еще повесили и функцию обычной школы, что естественным образом уронило средние показатели. Своего отдал именно туда. Мощь ощущается )
avatar
очередное лоби на уровне РПЦ.
К примеру дети иерея Олеаг Капитанова он же о. Олег учатся там же.
Своего рода покровительство со стороны Храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
И волки сыты и овцы целы...
avatar
«Отношение святых отцов к животным»
Это они на что намекают? )))
avatar
альтернативу ОПК сейчас не предлагают в Тольятти?
avatar
хотя в 2016-м занял сразу два топа:
В 2015.
надеюсь успеть записать 19 января в 57-й лицей
Лучше в декабре успеть.
avatar
Был на всех сегодняшних мероприятиях. Не всё понял, но это скорее по причине моего скептицизма.
Видимо, в своё время меня неудачно окрестил пьяный батюшка. А после того как потерялся нательный крестик (случайно ли?) как-то даже мысли не возникало сходить в церковь, купить новый крестик и т.д.

В речи протоиерея Александра Здоренко удивил размах, с которым РПЦ развертывается в городе. Поскольку «не суди, да не судим будешь», то воздержусь от комментария по этому вопросу.

На удивление, очень понравилось третье выступление на пленарном заседании — «Цивилизационный подход в педагогике», Подоровская И.А., к.п.н., доцент кафедры православной педагогики и психологии Самарской духовной семинарии.

Что касается мастер-классов после пленарки, то был на них только как фотограф.
avatar
К моему стыду, пришлось погуглить фразу «пропал калабуховский дом» :(
avatar
Да, и кстати, калабуховский дом пропал как раз аккурат с приходом атеизма))) Это о чем-то говорит?
avatar
О вашем плохом знании истории.
avatar
С историей 20 века у меня нормально. А имя Блеза Паскаля папе будущего математического гения знакомо?
avatar
Это вы про пари Паскаля чтоль? Типа, верующие самые хитрые и от всего подстраховались? :)
avatar
Великий французский математик Блез Паскаль полагал, что каким бы невероятным ни казалось существование бога, тем не менее проигрыш в случае «неверного ответа» чересчур велик. Выгоднее верить в бога, потому что, если он есть, вы получаете вечное блаженство, а если его нет, то вы при этом ничего не теряете. С другой стороны, если вы не верите в бога, а оказывается, что он существует, вы прокляты навечно; если же вы правы и его нет, то для вас ничего не меняется. Выбор на первый взгляд очевиден: верьте в бога.

Тем не менее есть в этом аргументе что-то странное. Невозможно верить или не верить во что-то по выбору. Я, по крайней мере, не могу верить только потому, что так решил. Я могу на основании своего решения ходить в церковь, читать никейский Символ веры, даже клясться на стопке Библий, что я верю каждому написанному в них слову. Но все это не сделает меня верующим, если я на самом деле не верю. Пари Паскаля может быть лишь аргументом в пользу того, что выгодно притворяться верующим. И пусть вам повезет и бог, в которого вы якобы верите, не окажется всеведущим, потому что иначе ему ничего не стоит раскусить ваши уловки. Дурацкая идея о том, что можно верить по выбору, замечательно высмеяна в книге Дугласа Адамса «Детективное агентство Дирка Джентли», где читатель встречается с роботом по имени Электрический Монах — бытовым прибором, в обязанности которого входит «верить за вас и таким образом освобождать вас от этой обременительной необходимости». В рекламе усовершенствованной модели сообщалось, что она может «верить в такие вещи, в которые с трудом поверили бы даже жители Солт-Лейк-Сити».

Но в любом случае почему мы с такой готовностью верим в то, что самый лучший способ ублажить бога — это верить в него? Разве не может оказаться, что бог столь же охотно вознаградит доброту, щедрость или скромность? Или искренность? А что, если бог — ученый, который выше всего ценит целеустремленный поиск истины? В конце концов, разве творец Вселенной не обязан быть ученым? Бертрана Рассела как-то спросили, что бы он сказал, если, умерев, оказался бы лицом к лицу с всевышним, вопрошающим, почему он в него не верил. «Слишком мало доказательств, Господи, слишком мало доказательств», — был (чуть не сказал бессмертный) ответ Рассела. Разве бог не проявил бы больше уважения к мужественному скептицизму Рассела (не говоря о его мужественном пацифизме, из-за которого он оказался во время Первой мировой войны в тюрьме), чем к трусливым расчетам Паскаля? Несмотря на то что нам не дано знать, куда поворотил бы Господь, для доказательства несостоятельности пари Паскаля этого и не требуется. Не забывайте, речь идет о пари с исключительно неравными, по собственному утверждению Паскаля, шансами. А вы побились бы об заклад, что бог предпочитает неискреннюю веру (или даже искреннюю веру), а не честный скептицизм?

Или представьте, что, умерев, вы сталкиваетесь не с кем иным, как с Ваалом, не менее ревнивым, как утверждают, чем его старый конкурент Яхве. Может, Паскалю было бы выгоднее совсем не верить, чем верить в неправильно выбранного бога? Да и само по себе количество богов и богинь, на которых можно делать ставки, разве не опровергает логику Паскалева аргумента? Паскаль, скорее всего, рассуждал об этом пари в шутку, так же как и я опровергаю его ради смеха. Но мне приходилось встречать людей, например подходивших ко мне с вопросами после лекций, которые всерьез приводили пари Паскаля в качестве аргумента в пользу веры, поэтому я и решил вкратце остановиться на нем.

(ну и далее по тексту)
avatar
Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, – просто суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога.

Жан-Поль Сартр

Оставить комментарий

Комментировать при помощи:
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.